Самоубийство в детском возрастеВ определенный период времени подобные мысли возникают у всех. В настоящее время суициды сильно помолодели.

Ребенок начинает осознавать смерть в 10-12 лет, до этого момента основной мотив суицида – посмотреть, как родители будут плакать, как все его будут жалеть. Также, суицид может быть вызван чувством вины (за смерть родителя, за плохую оценку, особенно в среде круглых отличников).

По статистике, 80% суицидентов играли идеей о самоубийстве и реально не хотели покончить жизнь самоубийством.

 

Среди детей, желание покончить жизнь самоубийством является частым, а суицидные фантазии вообще являются нормальными для человека (лучше умереть, чем так жить; если бы я сейчас умер, родителям было бы лучше; вам будет лучше без меня).

В мире каждую минуту совершается попытка самоубийства, а 60-70 попыток в день завершаются успешно. В развитых странах процент самоубийств больше, и чем крупнее город, тем выше в нем процент самоубийств. На первом месте – Швейцария, несмотря на то, что они же на первом месте по социальному обеспечению и по охране материнства и детства.

Самоубийства можно разделить на:

  • прямые
  • непрямые

Карл Менингер описал непрямое самоубийство как непрямое саморазрушение – человек подрывает свое здоровье. Это любое поведение, подрывающее жизнь, алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.д.

Отдельная группа – автоцид – пьяное вождение, превышение скорости, езда на автомобиле с неисправными тормозами и т.д.

Сюда же, к непрямым самоубийствам, относятся экстремальные виды спорта с высоким процентом травматизма и смертности – дайвинг, парашютизм, бокс и т.д. Это тоже поведение, направленное на саморазрушение.

У психологов подобное поведение называется полунамеренным суицидом – когда человек находится не в том состоянии, в котором бы он сознательно осуществил это желание.

Можно сказать, что люди, подверженные несчастным случаям, сознательно ставили себя в обстоятельства, в которых что-то могло случиться (русская рулетка, прыжки с парашютом, автомобильные гонки и т.д.).

Зачастую суицидный компонент может быть закамуфлирован соображениями идеализма (или альтруизма) – отдать жизнь во имя Аллаха, Бога, Отечества и т.д.

Таким образом, может иметь место ненамеренная смерть, т.е. при которой человек не играет никакой активной роли.

Преднамеренная смерть – когда человек играет активную роль.

Полунамеренная смерть – жертва играет частично бессознательную скрытую роль.

О самоубийстве много писал Дюркгейм в своей классической работе «Самоубийство», он впервые указал на то, что частота самоубийств может быть четко связана с социальными условиями и выделил три вида суицидов:

  • Эгоистические суициды.
  • Аномическое самоубийство (человек терпит неудачу в адаптации к социальным условиям), такие суициды часты во время общественных и экономических кризисов, но могут быть и во времена процветания, например, человек разбогател и не смог приспособиться к богатству.
  • Альтруистические (когда авторитет группы стоит над индивидом).

Любые разговоры о суициде нельзя оставлять без внимания, особенно у детей, так как они подвержены сиюминутным влечениям. Даже то, что ребенок часто об этом говорит еще не значит, что он этого не сделает.

Поведение детей непредсказуемо, особенно в подростковый период. Исследования показали, что 70-75% суицидентов скрывают свои желания и показывают их лишь в последний момент и то намеком «вам без меня будет лучше».

Если попытка была, то это сигнал, что ребенок может ее повторить. Иногда попытки суицида бывают скрыты и обнаруживаются потом, как порезы на руках, снотворные таблетки в детской комнате и т.д. Подобные находки должны насторожить. По статистике, 12% людей, совершивших попытку суицида, повторят ее в течение 2 лет (четверо из пяти). Некоторые, после первой попытки лучше продумывают вторую.

Существует миф, что тот, кто много говорит о самоубийстве, никогда его не совершит, это не так. Разговоры – это призыв о помощи.

Псевдосуициды – когда дети шантажируют родителей, но к этому не надо относиться легко. Дети не умеют рассчитывать действия, многие суициды у детей происходят по случайности (не рассчитали).

Памятка для родителей

С детьми младшего возраста (в возрасте от 4 до 8 лет)

  • Поговорите с маленькими детьми об их чувствах. Помогите им обозначить свои чувства, таким образом они будут лучше понимать о том, что происходит внутри них. Вы можете спросить: «Как ты себя чувствуешь, тебя огорчает или злит что-то? Тебя часто что-то огорчает или только иногда (сегодня, например)?
  • Поощряйте детей выражать свои чувства. Такие беседы с родителями позволяют им узнать, что они могут разделить свои чувства с кем-то еще, и что это безопасно. Научите ребенка тому, что чувствами обиды, грусти, злости можно поделиться с другими, кто способен понять и поддержать.
  • Если ребенок, как вам кажется, не чувствуют себя комфортно, выражая свои чувства словами, поддержите и другие способы, такие как письмо, рисования или физическая активность. Предлагайте детям здоровые способы самовыражения и покажите им, как можно работать с чувствами.
  • Объясните детям, что печалиться время от времени это нормально. Печаль это эмоция, люди так чувствуют себя в периоды потери, разочарования и одиночества. Объясните детям, что говорить о грустном или агрессивном, плакать и быть расстроенным, поможет почувствовать себя в порядке. Дети должны уяснить, что они должны говорить с другими или делать что-то еще, когда грустно, страшно, но в любом случае не следует пытаться навредить себе (ранить и т.п.)
  • Примите меры по обеспечению безопасности в доме, чтобы маленькие дети не имели свободного доступа к тому, что они могут использовать, чтобы нанести себе вред. Будьте уверены, ножи, таблетки и, в частности огнестрельное оружие, недоступны для всех детей.
  • Ориентируйтесь на активное участие в жизни маленьких детей, это развивает в них особое внимание к своим чувствам и состояниям. Играйте в игры, занимайтесь спортом, посещайте детские площадки, постарайтесь многое делать вместе. Будьте тесно связанными с ними, чтобы вы могли вовремя вмешаться и оказать поддержку, если это необходимо.

С подростками (в возрасте от 9 до 13 лет)

  • Родители должны знать, что такое депрессии и каковы ее признаки у детей подросткового возраста. Депрессия часто не проходит сама по себе и связана с риском самоубийства, когда она длится от двух недель и более. Поговорите со специалистами, которые могут предоставить информацию о депрессии у детей для более глубокого понимания симптомов и того, как вы можете вмешаться.
  • У подростков достаточно много стрессов в жизни, и иногда они рассматривают самоубийство как выход, способ справиться со своими заботами и чувствами. Обращайте внимание на стрессы подростков и говорите с ними об этом (экзамены, переезд, смерть или болезнь близких, развод родителей, любовь, отношения в школе, со сверстниками и т.д.). Пусть ваш ребенок знает, вы заботитесь о нем и подчеркивайте при этом, что самоубийство это не вариант, оно является окончательным выбором, в то время как помощь всегда доступна, и будущее может быть изменено в лучшую сторону уже завтра.
  • Будьте внимательны к факторам риска в жизни подростка, так как самоубийство не всегда планируются в этом возрасте. Предупреждающие знаки, которые могут быть связаны с темой самоубийства, важны.
  • Поощряйте подростков говорить и выражать свои чувства. Подросток нуждается не в том, чтобы его критиковали, а в том, чтобы признавали его проблемы, беды, их ценность, и чтобы его поддерживали. Подростки более эффективно способны бороться с жесткими обстоятельствами, когда есть, по крайней мере, один человек, который верит в них.

С подростками (в возрасте от 14 до 18 лет)

  • Родители должны знать признаки и симптомы депрессии у подростков и уметь определять их. Это могут быть замкнутость, сонливость или бессонница, потеря веса или переедание, физическая и эмоциональная усталость, длительное беспокойство, социальной отгороженности от друзей или в школе, злоупотребление алкоголем или наркотиками и связанные с ними симптомы. Факторы, которые повышают риск самоубийства среди подростков, включают в себя:
    • психологические расстройства, особенно депрессия (на самом деле примерно 95% людей, которые кончают жизнь самоубийством имеют психологические расстройства в момент смерти),
    • биполярное расстройство,
    • алкоголь и наркотики,
    • чувство безнадежности и бесполезности,
    • предыдущая попытка самоубийства,
    • семейная история (были депрессии или самоубийства),
    • эмоциональное, физическое или сексуальное насилие,
    • отсутствие поддержки, плохие отношения с родителями или сверстниками, и чувство социальной изоляции,
    • бисексуальность или гомосексуальность в неблагоприятной семье или во враждебной среде школы,
    • напряженная обстановка в семье (развод, болезнь, онкологические больные и т.д.)
    • Подростки, которые думают о самоубийстве, могут:
    • говорить о самоубийстве или смерти в целом,
    • намекать, что они не могут больше быть в том, в чем они живут (где живут, с кем живут),
    • говорить о чувстве безнадежности или чувстве вины,
    • отрываться от друзей или родственников,
    • писать песни, стихи или письма о смерти, расставании и потерях,
    • начать раздавать ценное имущество своим братьям, сестрам или друзьям.
    • Может пропасть желание принимать участие в делах, деятельности, увлечениях, которые им нравились раньше, начаться проблемы с концентрацией внимания или ясностью мышления. Происходят изменения аппетита (недоедание или переедание) или сна (бессонница или сонливость), подростки стремятся участвовать в рискованных мероприятиях и ведут себя рискованно, теряют интерес к школе или спортивным играм.
  • Прислушивайтесь к подросткам и обращайте внимание на слова, связанные с нанесением вреда себе или другим, желание «уйти» или «просто умереть», или подобные идеи. Такие выражения всегда следует принимать всерьез.

Главные правила общения с подростком: Смотреть и слушать. Задавать вопросы. Не критиковать. Реагировать.

Следите за подростком, который находится в депрессии, и реагируйте. Понимание депрессии у подростков очень важно, поскольку она может отличаться от обычных убеждений, представлений о депрессии. Например, депрессия подростка может проявляться в виде проблем с друзьями, классом, в виде проблем со сном, или он может быть капризным и раздражительным, и депрессия может не проявляться в виде хронической грусти или слезах. Консультируйтесь со специалистами (детский психолог, психолог, психотерапевт).

consulty.ru

Самоубийство в детском и подростковом возрасте