Госпитализм. Депривация Печать

Госпитализм – помещение ребенка в закрытые учреждения ( детский дом, больница, санаторий, когда нет потери связи с социумом, существует потеря связи с семей).

Депривация развивается и при условии нахождения в семье, но когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка ( психически больные родители, родители имеющие сенсорные дефекты, родители игнорирующие родительские обязанности, наличие сенсорных дефектов у ребенка (слепота, глухота, умственная отсталость, аутизм ).

Эксперимент английского психиатра Джона Боулби с детьми до двух лет и с их матерями оценивал, как реагируют дети на отсутствие матери. Эксперимент выявил три группы детей, демонстрирующих три типа поведения (устойчивая привязанность, неустойчивая привязанность, нейтралитет). Свойства темперамента закладывают основу характера , но не определяют основу восприятия (гендерные различия ).

Возраст ребенка: чем раньше происходит депривация , тем тяжелее последствия . Необходимо учитывать существование сенситивных периодов – когда формируется привязанности к матери, по Боулби пик привязанности к матери приходится на полтора года ребенка. В этом возрасте крайне нежелательна разлука с матерью. К трем годам период формирования привязанности к матери завершается, повышается интерес к событиям социально широкого круга, отпечаток накладывают индивидуальные особенности .

В конце 19 и начале 20 века изучения депривации начались с появления феномена госпитализма . Первый этап: во время первой мировой войны при помещении младенцев в сиротский приют было отмечено, что ребенок начинает отставать в развитии, происходит снижение уровня психической активности , ребенок перестает проявлять интерес и реагировать на окружающую среду. Снижение физиологической активности , снижение аппетита, увеличение продолжительности сна . Острая тоска приводит к гибели ребенка . Госпитализм не связан с качеством медицинского ухода . Боулби обследовал шестимесячных младенцев, находящихся в учреждениях с разной степенью ухода , с разными источниками финансирования, обеспечивающих разное питание, обучение персонала. Вывод : госпитализм связан не с физиологическими причинами, а возникает из-за отсутствия эмоциональной вовлеченности. Второй этап изучения: в 30-х годах в годы второй мировой войны интенсивное изучение этологами и психоаналитиками Мелани Кляйн, Анна Фрейд, которые работали с детьми сиротами. Они пытались компенсировать отсутствие эмоциональной связи с родителями, формируя братско-сестринские отношения в группе. Явление госпитализма в чистом виде практически не встречается. Но существует явление неогоспитализма , присущее обеспеченным семьям, перепоручение ребенка третьим лицам , в силу профессиональной занятости. Нарушение эмоционального контакта с окружающими. При этом явления госпитализма сглажены, но вероятна задержка в развитии. Так же к внешним условиям можно отнести причины - неполная семья, нарушение полоролевой идентификации, несформированность полоролевого взаимодействия .

Эксперименты с детенышами шимпанзе с использованием манекенов в качестве матери, в результате которых был сделан вывод: действительно для развития детеныша важен не факт кормления , а важен факт эмоционального тесного общения . Другой целью было намерение выяснить влияние на психическое развитие, изоляции от сородичей сразу от рождения на сроки разной длительности: от 1 до 6 месяцев, - чем дольше изоляция , тем интенсивнее проявление последствий . Изоляция в течение 6 месяцев приводят к несформированности внешней активности. Нарушение социальных форм поведения : невключенность в иерархическую систему сообщества, проявление агрессии даже на особей высших по рангу. Эксперименты по реабилитации и реадаптации этих особей показали ,что даже для крайне депривированных обезьян возможна реабилитация. В клетку помещали более меньшего детеныша, любопытного, с сильной тягой к телесному контакту в силу возраста и не умеющему проявлять агрессивность. Постепенно, с задержкой возвращается способность эмоционально реагировать . В дальнейшем проводили эксперименты с депривированными в раннем возрасте обезьянами, росшими без материнской опеки. Изучали способы их обращения со своими детенышами. Выяснилось, что они их бросали не интересовались, калечили, убивали . Рождение второго ребенка купировало крайности проявления в поведении, поведение становилось более адекватным. Эти исследования наглядно показали: что ранний возраст сенситивный период формирования материнского поведения, то есть основы материнского поведения закладываются в младенчестве .

Факторы оказывающие неблагоприятное влияние на ребенка

  • Неблагоприятная обстановка в семье: неполная семья, алкоголизм, наркозависимость, жестокое обращение в семье, низкий социальный статус, психические заболевания.
  • Неправильное воспитание в семье : гипоопека, гиперопека , эмоциональное отвержение. Классификация предложенная Демилер-Юстицким:
  • доминирующее воспитание, инициатива ребенка задавливается; потворствующая гиперопека, ребенок воспитывается по типу кумир семьи; гипоопека ,безнадзорность, педагогическая запущенность, депривация социальных навыков; перфекционизм, ребенок может заслужить одобрение родителей только если тот заслужил поощрение - этот тип воспитания представляет явное или скрытое эмоциональное отвержение ( при наличии у ребенка сложных заболеваний, нежелательного пола) . В целом эти факторы могут закрепляться в патологические черты характера .

consulty.ru

 

Галерея

Empty title Empty title Empty title

Последние статьи